Мотороллер Yamaha. Сто кубиков рабочего объема, зато с электрозапуском и автоматической трансмиссией, ездить сможет любой, кто хоть раз катался на велосипеде и вышел из этого процесса победителем. На велосипед я садился последний раз года три назад, правда, без вредных последствий, но, прокатившись, с позволения администрации установочной студии «Осмос+», по их двору на «Ямахе», твердо решил просить редакцию если не увеличить расценки авторам, так хоть расширить рубрику «Системы» – чтобы побыстрее на такой скопить, на даче рассекать. Идея поставить музыку на такое транспортное средство в каком-то смысле более логична и естественна, нежели когда речь идет о стосильном «чоппере». Тот ведь покупали для того, чтобы адреналину погонять, а это можно и под звук выхлопа, даже удобнее под выхлоп. Малышка «Ямаха» для впрыска адреналина едва ли пригодна. Хотя как сказать: мастера из «Осмоса+» показали, что можно заставить даже эдакую-то питюльку привстать на заднем колесе, даже удивительно. Но вот звук выхлопа не внушает. Звуки, вылетающие из трубочки диаметром в копеечную монету, даже на полном газу буколической дачной тишины сильно не поломают. Так что установка музыки вполне обоснованна.
Другое дело, что в случае карликовой «манциклетки» это сделать едва ли не труднее, чем когда речь идет о полутонном «Харлее». Все профессиональные установщики, которым довелось поучаствовать в таких авантюрах, встретились с одними и теми же проблемами. Первая – некуда ставить, вторая – нечем пропитать. Был случай, когда за три дня установив на довольно мощный мотоцикл аудиосистему с чейнджером и усилителем, потом почти месяц доводили до ума энергосистему: штатный генератор не в состоянии был справиться с ужесточившимся энергетическим балансом, и владелец трижды за первую неделю эксплуатации сажал аккумулятор «в ноль» после поездки средней дальности под AC/DC средней громкости. Это – на серьезных мотоциклах.
У карманной «Ямахи» места для установки чего бы то ни было нет по определению, а генератор – сами представляете, какой безумной мощи, возложить на него обязанности по поддержанию жизни в аудиосистеме – значит вообще перевести «Ямаху» в разряд недвижимого имущества: транспортное средство с автокоробкой, как нашим читателям, полагаю, известно, толкачем не заведешь.
А потому пришлось все подгонять по росту. Минимальные габариты, минимальное энергопотребелние. Система получилась предельно простая и одновременно предельно остроумная. В принципе, так называемая схема «магнитола – четыре динамика». Тривиа, так сказать. Но при более внимательном взгляде выясняются кое-какие подробности...
Магнитолы пробовали разные. Проблема была в том, что панель управления неизбежно надо было делать выносной, отдельной от основного блока, и соединять обе части «расчлененного» головного устройства кабелем, причем довольно длинным. Единственное место, куда можно было упрятать «голову», оказалось по расположению в таком гротескном противоречии с термином «головное», что и сказать-то неудобно. Если деликатно, то под подушкой сиденья водителя. Практически – сами понимаете где. Кабель, соединяющий головное (не «ха-ха», а по-прежнему головное, куда поставили, туда поставили) устройство с панелью управления, должен был быть, по меньшей мере, в полтора метра, сами посмотрите: сначала под полом, потом – вверх, вдоль передней к комбинации приборов. Первые опыты были с магнитолой Sony. Она устраивала по всем статьям, но при передаче по длинной линии все путается настолько, что основной блок ни одну команду с панели управления правильно не воспринимает. Все путается, как при ранних опытах телеграфной связи через Атлантику. При всей внешней схожести, схема передачи команд магнитолами Pioneer оказалась более терпимой к длинным линиям, поэтому концепция осталась той же, а марка головного устройства изменилась.
Магнитола Pioneer KEH 3910 испытание на «межатлантическую связь» выдержала и обосновалась в «Ямахе» прочно. Основной блок – под этой самой, а панель управления – перед глазами водителя. Защита магнитолы от посягательств нехороших мальчиков и девочек, кое-где еще встречающихся у нас, даже в сельской местности, была при этом сохранена полностью: панель снимается и устанавливается на место так же просто, как и при обычном, «нерасчлененном» варианте. Для этого главный разъем, входящий в посадочное гнездо панели, тоже перенесли с основного блока. Подъехал к сельпо, панель в один карман, ключи в другой и, может, все обойдется.
Акустику выбирали опять-таки по двум критериям: комплекция и аппетит. Ведь единственным усилительным устройством в системе была сама магнитола, и от чувствительности акустики зависело не только то, как громко все это дело будет играть, но и какой ток от худосочной электросистемы станет потреблять. На роль фронтальной акустики подобрали 3,5-дюймовые коаксиалы JBL P32. Новая серия, очень удачная, отдача – любо-дорого, и даже в небольшом объеме дает если не бас (об этом при таком калибре речи нет), то хотя бы намек на мидбас. На тыл, который как раз должен дать «мясо» общему тональному балансу, взяли еще более выдающиеся по отдаче динамики: 6-дюймовые Magnat CAR FIT 162. Им, кроме всего прочего, предстояло работать в мини-системе почти что сабвуферами.
Акустическое оформление (вона как!) для фронтальной и тыловой акустики сделали из стеклопластика по известной, хотя и непростой, «текстильной» технологии. Вначале из фанеры изготовили «скелет», который потом был обтянут эластичной тканью, а уже по ней формировалась стеклопластиковая скорлупа. Корпуса фронтальной акустики конструктивно объединены с узлом крепления панели управления, а корпус тыловых динамиков мостом подвешен позади сиденья. Все это, разумеется, было потом отшлифовано и покрашено в соответствии с не самой простой цветовой схемой окраски мотороллера как такового. Да и вообще, простота системы обманчива. Ведь всегда важно, насколько все подогнано по росту. А когда рост нестандартный, подгонка – дело непростое...